Главная / Экономика / Вопрос дня: за чей счет достроят объекты «Урбан — групп» на миллиард евро?

Вопрос дня: за чей счет достроят объекты «Урбан — групп» на миллиард евро?

02 2014 2Сегодня, 14:27ЭкономикаСергей Львов

Финансовая дыра в проектах рухнувшей подмосковной компании "Урбан — групп" растет с каждым днем. Первоначально заявленная сумма в 9-16 миллиардов превратилась уже в 70 миллиардов рублей. А это — ОДИН! МИЛЛИАРД! ЕВРО!

Можно предположить, что и 70 миллиардов — сумма не окончательная. Она будет уточняться и в процессе следствия, и по сумме претензий и требований дольщиков (а их уже более 14 тысяч!). Ведь в стоимость города на 30 тысяч человек, который так и не построил «Урбан», включаются не только квадратные метры квартир, но и вся необходимая инженерная и социальная инфраструктура — от дорог и канализации до детских садов и школ. А это, по скромным подсчетам, еще около 30 миллиардов рублей. Кроме того, нельзя забывать недострои разорившейся ранее СУ-155 – эти ЖК в Подмосковье бралась доделать «Урбан Груп».

Таким образом, примерная сумма вложений — свыше 100 миллиардов рублей.

Это не просто очередной скандал с дольщиками, каковых за последние 20 лет было немеряно и несчитано. Это атомная бомба под креслами министра строительства РФ Якушева и губернатора Московской области Воробьева.

Правда, экс-губернатор Тюменской области и креатура Сергея Собянина Владимир Якушев был назначен федеральным министром только 18 мая 2018 года, поэтому полностью отвечать за катастрофу крупнейшего подмосковного застройщика не должен. Хотя, по нашим данным, в среде обманутых дольщиков уже зреет петиция к президенту Путину с требованием послать Якушева «обратно в Тюмень», так как их проблемы не решаются.

Куда хуже ситуация с Андреем Воробьевым. Ему, в отличие от Якушева, пенять на предшественников, которые что-то проворонили, никак нельзя. Управлять Подмосковьем Воробьев начал с 2013 года, и весь проект «Урбан групп» в Лайково шел под его надзором и с его позволения. Неудобные вопросы дольщиков и СМИ о том, как областные власти оценивали надежность проекта, почему выдали разрешение на строительство целого города «фантазеру», который, как выясняется, толком не управлял своим бизнесом? И каким образом осуществлялся мониторинг финансового положения застройщика?..

Но это еще полбеды. Сигналы о проблемах Urban Group начали поступать еще в 2017 году. В мае 2018 года девелопер прекратил продажи в строящихся комплексах, а Сбербанк свернул его ипотечные программы, Росреестр заблокировал регистрацию договоров по квартирам девелопера. И все это время областные власти делали вид, что ничего серьезного не происходит. Зато деньги дольщиков, как подозревает следствие, уплывали на сторону. Тогда возникает вопрос: кто покрывал этот захватывающий процесс? Ведь просто так раствориться в пространстве миллиард евро не могут. Его даже в землю не закапывали! Значительная часть полей под застройку Лайково остались нетронутыми строительной техникой.

Однако вчера в «Вестях» губернатор Воробьев прямым текстом заявил, что все объекты Урбан Групп» будут достроены.

Кем достроены?

За чей счет достроены?

Эксперты рынка недвижимости и строительства полагают, что почти все деньги придется взять из бюджета, так как за нераспроданное жилье больше 11,9 млрд рублей выручить не получится. Недостающие 59 млрд, как предполагается, будет привлечено из бюджета РФ (порядка 15 млрд рублей), бюджета Подмосковья (свыше 42 млрд рублей) и фонда, в котором застрахованы ДДУ (это всего 1,4 млрд рублей).

Таким образом, просчеты правительства Московской области оплатят … сами жители области, чьи налоги пойдут на достройку скандального проекта.

42 миллиарда рублей — это много или мало для Подмосковья?

Это очень много. В бюджете-2018 запланирован годовой дефицит в сумме 44 731 387 тыс. рублей. Если область отдает 42 млрд рублей обманутым дольщикам, то дефицит бюджета удваивается!

Кроме того, 42 миллиарда — это:

— 6,5 раз больше, чем все расходы МО на культуру

— в 5 раз больше, чем на сельское хозяйство

— в 12 раз больше, чем расходы на программу переселения граждан из аварийного жилья…

А еще остается вопрос о том, насколько законно брать из бюджета огромные деньги на помощь дольщикам? Отельной строки «на достройку Лайково» в бюджете Московской области, конечно же, нет.

Но, допустим, что губернатору Воробьеву удастся найти внебюджетные источники финансирования и уговорить других застройщиков продолжить начатое «Урбан — групп». Сама по себе эта задача фантастически трудна.

Во-первых, для девелоперов с 1 июля 2018 года наступила новая эра,- заработали поправки в Закон о долевом строительстве, запрещающие привлечение средств покупателей в новые проекты и переводящие все стройки на кредитное финансирование. Застройщик обязан располагать не менее чем 10% средств от стоимости строительства жилого комплекса к моменту утверждения проектной декларации. Размер собственных финансов, направляемых в строительство, не должен быть меньше 10% от объема инвестиций. Административные расходы не могут превышать 10% от проектной стоимости строительства, а общая сумма авансовых платежей – не более 30%. Все финансирование строительства должно идти через единый расчетный счет (эскроу-счет), который можно открыть только в уполномоченном правительством банке. Доступ к средствам дольщиков застройщик сможет получить только после того, как сдаст ключи от дома.

Во-вторых, выбор крупных застройщиков у Воробьева совсем невелик. По данным Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА), в Московской области после банкротства «Урбан групп» в первой пятерке строителей остаются ГК «ПИК», ФСК «Лидер», «Группа ЛСР» и «Самолет девелопмент».

При этом у одного из лидеров сохраняется высокая долговая нагрузка (22-24 млрд рублей) после слияния с другой компании, другой принадлежит питерским бизнесменам… Зато у «Самолет девелопмент» все в порядке. По итогам прошлого года выручка группы составила 41,872 млрд руб., увеличившись за год на 47%, чистая прибыль – 3,407 млрд руб., чистый долг – 1,048 млрд руб. (3,214 млрд руб. на конец 2016-го). Компании всего шесть лет, а только в прошлом она построила 487,8 тыс. кв. м жилья, войдя по этому показателю в пятерку крупнейших застройщиков России.

Как ей удалось так пробиться на конкурентном подмосковном рынке? Все дело в акционерах.

Основные владельцы ООО «Самолет девелопмент» (входит в АО «ГК «Самолет») – председатель совета директоров компании Михаил Кенин и Игорь Евтушевский. Еще одним партнером девелопера считается Максим Воробьев, брат губернатора Московской области Андрея Воробьева. Но сам губернатор пояснял, что его брат «принципиально не участвует в проектах в Московской области». «Мой брат начал заниматься строительством еще в 2007 году, – рассказывал он в интервью «Коммерсанту». – У него есть другая компания – «Самолет две столицы», у которой объекты в Санкт-Петербурге и Москве». Согласно структуре группы «Самолет» (до преобразования в АО), обе компании являются ее частью: «Самолет две столицы» принадлежит ГК «Самолет» на 75%, а «Самолет девелопмент» – на 99%.

Получается, что если губернатор Воробьев выберет достройщиком Лайково «Самолет», то вся ситуация покажется весьма и весьма двусмысленной, на грани конфликта интересов.

Правда, она и без этого обстоятельства в высшей степени скандальна. Понятно, что до выборов 9 сентября непостроенных домов для дольщиков не построишь. Можно только обещать всё и всем. А вот что будет после выборов — можно только гадать.

Потерянный миллиард евро на дороге не валяется.

Источник

О


поделиться ссылкой на статью

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*