Не пропусти
Главная / Экономика / Семейный подряд: РЖД подозревают в нечестных тендерах

Семейный подряд: РЖД подозревают в нечестных тендерах

1 %d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d1%89%d0%b5%d0%baСегодня, 10:09Экономика

Итоги 2018 года показывают, что нарушений в сфере госзакупок не становится меньше. Напротив, недобросовестные участники, а иногда и заказчики постоянно пытаются обойти действующее законодательство. Цель одна – провести подконтрольные торги или передать заказ заранее определенному лицу.

В 2017 году аудиторы Счётной Палаты выявили 139 нарушений при корпоративных закупках на сумму 13,8 млрд руб. Основная часть нарушений состоит в том, что товары и услуги заказчики приобретают с нарушением собственных положений о закупке.

Как показывает статистика (её итоги будут известны весной 2019 года), и в уходящем году масштабы нарушений и махинаций в сфере закупок ничуть не меньше. Недаром министр внутренних дел Владимир Колокольцев называл госзаказ в числе самых коррумпированных сфер в России.

За примерами далеко ходить не надо. Один из крупнейших заказчиков в стране — РЖД, общий объём годовых заказов компании составил более 1,2 трлн рублей.

Как пишет «Комсомольская правда», контрактами в РЖД первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Краснощек Анатолий Анисимович. Большую часть своего трудового пути этот топ-менеджер прошел на Октябрьской железной дороге, управление которой находится в Санкт-Петербурге. В 2005 году он стал первым заместителем начальника Октябрьской железной дороги.И уже тогда имел весьма тесные отношения с компанией «Монолит», которая, как сказано на сайте компании, «с 1999 года выступает в качестве генерального подрядчика для государственных организаций».

Характерно, что в разделе «Отзывы» первая в списке благодарность «Монолиту» — от Анатолия Краснощёка, ещё первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги — за ремонт железнодорожных переездов, выполненный «в рамках подготовки Санкт-Петербургского железнодорожного узла к проведению саммита глав государств «Группа восьми» в 2006 году».

А в целом семь из девяти благодарственных писем получены от РЖД.

В октябре 2015 года Краснощёк стал первым вице-президентом ОАО «РЖД» и плодотворное сотрудничество выходит на новый виток. С 2016 г. дела питерской фирмы резко идут в гору, — сего зада года она получила от РЖД подрядов более чем на 2 млрд рублей.

И это, на первый взгляд, хорошо! Вот только… положенных по закону конкурентов на процедурах закупки у «Монолита» не было, — конкурсы на сотни миллионов и миллиарды рублей проходят с единственным «незаменимым» поставщиком, что следует из официальных данных.

Интересно, а кто же собственники компании «Монолит», которая судя по отзыву Анатолия Анисимовича Краснощека отличается «высокой организацией работ» да такой, что конкуренты и рядом не стояли?

На сайте организации не указаны бенефициары общества, но в системе СПАРК они без труда находятся. Их двое — Сергей Стороженко… и Сергей Краснощек.

И если за Краснощека говорит его фамилия, то к Стороженко стоит внимательней присмотреться.

«Новая газета» называла Стороженко участником второго по объему контрактов «кластера» подрядчиков РЖД. В исследовании издания кластерами именуются скрытые объединения подрядчиков госкомпаний. Так вот с РЖД, по информации «Новой», работают девять таких тайных холдингов.

Девятью из одиннадцати компаний Стороженко владеет на пару с Сергеем Краснощеком.

Одна из компаний бизнес-империи Сергея Стороженко — ООО «СКА» в свою очередь является одной из ведущих структур «кластера номер 2».

По официальной информации, крупная транспортная компания ООО «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» («СКА») создана в 2008 году на основе автотранспортного комплекса Восточно-Cибирской железной дороги.

ООО «СКА» имеет региональные подразделения в Дальневосточном регионе, Красноярском крае, Иркутской области и Северо-Кавказском регионе. При этом компания СКА зарегистрирована в Иркутске в декабре 2008 года. А в июле того же Анатолий Краснощек был назначен начальником Восточно-Сибирской железной дороги.

Участники рынка говорят, что «СКА» без конкурса стала получать контракты на грузоперевозки по завышенным ценам.

Компания начинала с тарифов 600-700 руб. за машино-час в 2009 году. К 2013 году средний тариф составлял уже свыше 1300 руб. за машино-час, в то время как на других железных дорогах в 2 — 2,5 раза меньше. Как посчитали специалисты, при себестоимости 400-600 рублей за машино-час в 2012-2013 годах даже в условиях Севера объём вывода денег составлял 500-600 млн рублей в год при производственной программе свыше 1 млн машино-часов в год.

И так же как с «Монолитом» у Краснощека со «СКА» сложилось «плодотворное сотрудничество». И точно также, как и у питерской компании, с 2015 года, когда Краснощек стал первым вице-президентом РЖД, дела СКА пошли в гору.

«В 2015 году произошло значимое событие для компании «СКА». Выиграв в крупном конкурсе на право оказания автотранспортных услуг для ОАО «РЖД», мы расширили территорию своей деятельности и в настоящее время имеем представительства не только в Восточной Сибири, но и в Дальневосточном регионе, Красноярском крае и Северо- Кавказском регионе», — говорится на официальном сайте компании.

За один год численность сотрудников компании увеличилась с 900 до 5000 человек.

И неудивительно, СКА только в 2015 году выигрывает конкурсов на 24 млрд рублей по статье «автотранспортное обслуживание РЖД». Это направление в РЖД курирует именно Краснощек. Он же в 2016 году выпускает распоряжение N 525р «Об утверждении Условий транспортного обслуживания ОАО «РЖД»»

После выпуска этого распоряжения 28 марта — 28 апреля «СКА» указано в Спарке как победитель еще одного конкурса РЖД, почти на 2 миллиарда рублей.

При этом ранее аналогичный конкурс отменяли, как говорят, по личной просьбе Краснощека, так как ООО «СКА» дало худшее предложение и не могло победить априори.

В последнее время «СКА» стала брать в лизинг не только автотранспорт, но и полувагоны, для угля что логично, когда ее куратор следит за всем грузовым движением в стране.

Подобный многомиллиардный круговорот денег между «своими людьми» приводит к массе негативных последствий, как для транспортной отрасли, так и всей для экономики страны – снижение качества при росте стоимости лежит на поверхности. И главное — «междусобойчики» заказчиков и исполнителей убивают инициативу и бизнес десятков других компаний и создают экономическую среду со всеми признаками застоя.

Проблема приобретает характер национального бедствия, считают многие экономисты и социологи. Наверное, не случайно самым популярным сериалом 2018 года стал фильм Первого канала «Временно НЕ доступен» с Сергеем Безруковым в главной роли. В 7-й серии этого кино есть сцена с «гласом народа», в которой честного следователя, распутывающего клубок криминальных тендеров, спрашивают: «Ну когда же, наконец, эти сволочи уже наворуются?»

P.S.

Разумеется, что приведённая цитата относится только к героям фильма, а никак не к названным выше менеджерам РЖД. В отношении папы и сына, успешно осваивающих бюджеты госмонополии, есть более щадящая формулировка — «конфликт интересов».

Правда, и этот рукотворный «конфликт» прямо запрещён сотрудникам госкомпаний договорами, которые они подписывают при найме на службу. Есть и там и пунктик о том, что любые подозрения на счёт «конфликта интересов», либо коррупционных сделок, или предложения таковых сделок должны немедленно сообщаться вышестоящему начальству, либо службе безопасности предприятия.

Источник

О


поделиться ссылкой на статью

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*